Салонные фильтры


салонные фильтры

Сегодня, когда салонными фильтрами оснащается каждый автомобиль, выходящий с конвейера, производителям расходных материалов уже не нужно рассказывать потребителям об их положительных свойствах. Перед ними стоит задача поинтереснее – доказать, что именно их фильтр самый надежный, самый долговечный, самый-самый. Задача не простая, но тот, кто находит ее решение, получает не мало. По самым приблизительным оценкам емкость рынка салонных фильтров сегодня превышает 500 млн долларов в год. Этот сегмент уже сегодня намного больше рынка топливных фильтров и сравнялся с сегментом воздушных фильтров. Стоит заметить, что объем рынка салонных фильтров будет продолжать расти гораздо более высокими темпами, чем сегмент воздушных фильтров – как в количественном, так и в денежном выражении. Количественный рост будет связан с дальнейшим вытеснением с рынка автомобилей, конструкцией которых салонный фильтр не предусмотрен. Рост денежный связан не только с увеличение объема рынка, но и с внедрением все новых и новых продуктов. Об этих новинках мы сегодня и поговорим.

Типы салонных фильтров.

Технологии производства салонных фильтров развиваются стремительно. В конце 1990-х, когда стали появляться первые автомобили с салонными фильтрами, никто и подумать не мог, что спустя 15 лет они будут фильтровать не только твердые частицы размером от 1 микрона, но и токсичные газы, пыльцу и мельчайшие орбикулы, вызывающие аллергию. Сегодня это реальность. Простейший салонный фильтр барьерного типа отличается от фильтра, нейтрализующего аллергены, или электретного ничуть не меньше, чем «Жигули» седьмой модели от «семерки» BMW – названия одинаковые, а начинка абсолютно разная. Да и стоимость фильтров может различаться в разы. Даже в рамках одного бренда фильтр экономкласса почти в два раза дешевле наиболее продвинутых.

На данный момент можно выделить пять групп салонных фильтров:

Обычные (барьерные), угольные, угольные с функцией нейтрализации аллергенов, электретные, угольные с электретным слоем.

Основное отличие этих фильтров друг от друга заключается в том, что обычный фильтр задерживает только обычную пыль. Принцип действия данного фильтра – механический. Фильтрующий элемент не имеет специальной пропитки и дополнительного слоя защиты.

«Угольные фильтры отличаются от обычных тем, что на поверхность фильтрующего материала такого фильтра наносится слой активированного угля, который абсорбирует (поглощает) различные вредные примеси, которые содержатся в городском воздухе, а вместе с ними и многие неприятные запахи, что особенно актуально в условиях мегаполиса», – отмечает генеральный директор компании FORTECH Мария Игнатьева.

Новое слово в сфере производства салонных фильтров – фильтры, нейтрализующие аллергены. Данную технологию не так давно предложила французская компания Valeo.

«Компания Valeo производит три типа салонных фильтров: стандартные, с угольной очисткой и фильтры на основе активированного угля с полифенольным покрытием, нейтрализующим аллергены, – рассказывает Ирина Колесова, директор по маркетингу Valeo Service Russia. – Полифенольные фильтры на основе активированного угля ClimFilter™ Supreme – новое слово в производстве салонных фильтров. Они не только обладают всеми преимуществами фильтров с угольной очисткой, но и способны нейтрализовать аллергены. Фильтры ClimFilter™ Supreme имеют специальный слой полифенольного покрытия коричневого цвета с одной стороны. Полифенолы – это органические соединения растительного происхождения, являющиеся естественными антиоксидантами. Полифенольный слой задерживает аллергены на своей поверхности и блокирует их за счет своих антиоксидантных свойств. Так обеспечивается антиаллергенный эффект. С другой стороны эти фильтры имеют угольный слой серого цвета, который очищает поступающий в салон воздух от запахов, газов и микрочастиц. Работа этих фильтров особенно заметна весной и летом, когда в воздухе появляется пыльца различных растений, вызывающих аллергическую реакцию у многих водителей и пассажиров. Компания Valeo первой в Европе запатентовала технологию производства фильтров с полифенольным покрытием ClimFilter™ Supreme. Примечательно, что уже в мае 2013 года данная инновационная продукция появится на российском рынке».

Конкуренцию этим фильтрам составляют фильтры электретные. Их разработка принадлежит компании Eiken (бренд VIC).

«Данные фильтры имеют фактически два слоя фильтрации. Первый – механический, в виде традиционного фильтра из нетканого полотна. Второй – электретный, – комментирует Андрей Филимонов, бренд­менеджер компании «MX group». – Электретным слоем называется слой заряженных волокон, который притягивает к себе наиболее мелкие частицы (размером менее 1 микрона). Электретный слой располагается за обычным слоем фильтрации. По заявлению производителя данных фильтров, при расходе воздуха 3,3 м3/мин фильтр улавливает более 99% частиц размером 5–100 микрон (цементная и шинная пыль, споры, пыльца); 65–99% частиц размером 0,3–1,0 микрон (орбикулы, бактерии, сажа, табачный дым); 1–30% частиц размером 0,01–0,30 микрона (незначительная часть дизельных частиц). При столь тонкой фильтрации электретный фильтр не создает дополнительных препятствий для циркуляции воздуха в салоне».

Также в настоящее время в продаже встречаются и другие типы комбинированных салонных фильтров, которые включают несколько степеней защиты.

«В нашем ассортименте есть два типа фильтров: обычный и угольный. Однако обычный фильтр имеет трехслойную структуру. Сначала идет основной фильтрующий слой, затем электретный (имеющий электростатический заряд), далее – слой с антисептической пропиткой, – рассказывает технический директор представительства LynxAuto в России Владимир Тутушкин. – Добавляя четвертую степень защиты в виде угольного волокна, мы получаем практически совершенный фильтр, способный задерживать мельчайшие частицы пыли и споры растений, болезнетворные бактерии и неприятные запахи».

Предложение формирует спрос

Вместе с появлением новых типов салонных фильтров меняются и настроения потребителей. Все больше потребителей отказывается от обычных салонных фильтров в пользу более дорогих.

«Конечно, самым массовым пока остается сегмент обычных фильтров, без угольной пропитки. Однако появление на рынке новых брендов меняет ситуацию. Фильтры, считавшиеся ранее продукцией верхнего ценового сегмента, у новых участников рынка стоят дешевле при уровне качества, сопоставимом с фильтрами верхнего ценового сегмента, – отмечает бренд­ менеджер дивизиона «Сибирь» компании «Юником» Алексей Большаков. – К примеру, южнокорейская компания AVANTECH, продукцию которой представляет наша компания, выводя на российский рынок салонные фильтры своего производства, предложила наилучшее сочетание «цена/качество».

Это позволило предложить угольные фильтры по демократичным ценам, что повлияло на увеличение спроса на угольные фильтры.

Другие участники рынка также отмечают возросший интерес к фильтрам с угольной пропиткой. Что же касается антиаллергенных фильтров, эта продукция пока относится к премиум-сегменту.

«Если говорить о структуре спроса на салонные фильтры, то в последние годы отмечается тенденция к снижению потребления обычных салонных фильтров и рост объема продаж угольных, – отмечает Ирина Колесова. – Что касается фильтров с полифенольным покрытием ClimFilter™ Supreme, то могу отметить, что сегодня 30% населения Европы страдает от аллергии. Этот показатель возрос за последние 10 лет. На фоне повышения уровня загрязнения окружающей среды и роста числа аллергиков возрастает необходимость в поиске новых решений для защиты пассажиров от внешних воздействий. Оценивая потенциал инновационных фильтров с полифенольным покрытием, нейтрализующих действие аллергенов, компания Valeo прогнозирует, что в скором времени данный тип займет определенную долю продаж среди салонных фильтров».

Эксперты отмечают, что потребность в антиаллергенных и электретных фильтрах испытывают две группы автовладельцев. Первая группа – люди с высоким достатком, не желающие экономить на своем здоровье. Вторая – автовладельцы, которым фильтры такого класса попросту необходимы: аллергики, молодые родители и т.д. Потребители этой группы прекрасно понимают, что высокие затраты на покупку такого салонного фильтра многократно окупаются, поскольку гарантируют им спокойствие за здоровье – свое и своих близких.

Стоит ли платить за бренд?

Это вопрос, наверняка интересующий многих конечных потребителей, да и представителей розничного рынка, которым ежедневно приходится отвечать на вопросы покупателей. Естественно, ответить на него однозначно «да» или «нет» невозможно. В сегменте демократичных брендов есть фильтры очень хорошего качества, поэтому не следует доверяться только громкому имени и высокой цене. Прежде чем рекомендовать какой-либо фильтр, следует к нему внимательно присмотреться.

«Цена салонного фильтра в первую очередь зависит от того, какое нетканое волокно использует производитель. От качества волокна зависит уровень абсорбции загрязняющих частиц, – советует Мария Игнатьева. – Наиболее эффективным является угольное волокно, содержащее частицы активированного угля. Оно обладает повышенными характеристиками абсорбции и задерживает максимальное количество вредных веществ. Соответственно и стоимость такого фильтра значительно выше. Иногда для удешевления угольного фильтра производитель использует вместо активированного угля угольную пропитку, внешне напоминающую уголь. Такой фильтр практически не отличается по своим характеристикам от обычного и, как правило, имеет невысокую цену. При выборе угольного фильтра нужно непременно обращать внимание на качество собственно волокна. Качественное угольное волокно должно содержать частицы активированного угля. Компания FORTECH уделяет особое внимание качеству нетканого волокна, применяемого при производстве салонных фильтров».

Салонный фильтр хорошего качества должен выполнять две основные функции: задерживать мелкие частицы и обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха в системе кондиционирования. Правильность работы фильтра должна быть подтверждена лабораторными испытаниями.

«Качество фильтра определяется качеством фильтрующего материала. Вот почему Valeo изготавливает собственный высококачественный нетканый, 100%­но синтетический материал из полипропилена, тем самым исключая возможность попадания бактерий и промокания фильтра и препятствуя появлению неприятного запаха, – отмечает Ирина Колесова. – В производстве Valeo применяет запатентованную технологию сваривания разных слоев фильтрующего материала при помощи воды под высоким давлением (водоструйная сварка). Эта технология позволяет увеличить воздухопроницаемость и повышает эффективность фильтрации элемента. Кроме того, Valeo отказалась от использования клея при соединении фильтрующих слоев (клей создает дополнительное сопротивление), это отличает фильтры их производства от дешевых салонных фильтров. Число фильтрующих складок также играет важную роль в эффективности работы фильтров. Большее число складок не означает лучшую эффективность. Напротив, неправильно рассчитанное число складок может негативно отразиться на процессе фильтрации. Valeo рассчитывает оптимальное количество складок фильтра для наилучшей эффективности его работы. Во избежание просачивания в салон неочищенного воздуха и несовпадения размеров фильтра с посадочным местом (кассетой) в автомобиле параметры фильтра должны быть тщательно рассчитаны. Поэтому Valeo всегда следует требованиям автопроизводителей и проводит тестирование салонных фильтров по системе HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха)».

Как определить загрязненность?

Существует несколько признаков необходимости замены салонного фильтра:
1. появление запаха в салоне
2. сильное запотевание стекол
3. появление пыли в салоне автомобиля при работающей системе вентиляции
4. плохо работающая система вентиляции.

Для определения степени загрязненности фильтра достаточно визуального осмотра. Это можно сделать как самостоятельно, так и на автосервисе. Средств инструментальной диагностики салонного фильтра, к сожалению, не существует, поэтому на автосервисе основные способы диагностики – визуальная проверка и опрос автовладельца.

«На приемке достаточно спросить автовладельца, когда в последний раз менялся салонный фильтр и отмечается ли ускоренное запотевание/обмерзание стекол – это может свидетельствовать о том, что салонный фильтр уже забит и нуждается в замене, – рекомендует Ирина Колесова. – К сожалению, на некоторых автомобилях, к примеру, на Ford Focus, фильтр находится очень в неудобном месте – в педальном отделе. Чтобы его заменить, приходится снимать педаль газа, так что единственным способом «диагностики» таких автомобилей является именно опрос автовладельца».

Наиболее точные данные относительно периодичности замены фильтров можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Причем устанавливаются эти сроки исходя из нормальных условий эксплуатации.

«Обычно межсервисный пробег составляет 15 тыс. км, – напоминает Владимир Тутушкин. – Если же автомобиль используется в тяжелых условиях (дорожные пробки, грязные дороги, высокая запыленность воздуха), то интервал между заменами салонного фильтра должен быть сокращен вдвое. Многие ответственные автовладельцы реально оценивают условия эксплуатации автомобиля в российских городах и меняют салонный фильтр чаще, чем предписывает производитель».

«Иногда из соображений экономии вместо замены салонный фильтр пылесосят или промывают. Мы не рекомендуем повторное использование любых салонных фильтров, так как такие варианты очистки не дают реального результата, и характеристики фильтрации будут крайне низкими», – подытоживает Мария Игнатьева, добавляя, что замену фильтров на большинстве автомобилей стоит выполнять на автосервисе.

Доступ к салонному фильтру у многих автомобилей осложнен. Если подойти к данному вопросу без должной подготовки, то процедура может отнять у автовладельца несколько часов и закончиться сломанными клипсами и панелями.

статья позаимствована с сайта проавтобизнес.рф

Форма Авторизации




Авто информация






lorem