Обрыв ремня ГРМ. Чем грозит?

Обрыв ремня ГРМ: слухи и реальность


Обрыв ремня ГРМ: слухи и реальность


Каждый уважающий себя автомобилист, знакомый с устройством своего “железного коня” знает, что такое ремень ГРМ и чем грозит его обрыв. 

Бытуют слухи, что обрыв ремня ГРМ на 8-ми клапанных двигателях не грозит ни чем, кроме как заменой самого ремня, а вот 16-ти клапанные практически всегда приходится прилично ремонтировать.

Еще 20 лет назад в двигателях внутреннего сгорания лидировал цепной привод газораспределительного механизма и зубчатые ремни, встречающиеся на отдельных моделях вызывали недоверие. Прошли годы и теперь зубчатый ремень - практически непреложный атрибут каждого автомобильного мотора. Преимущества такого привода - невысокая шумность, упрощенная конструкция и снижение массы. Но, наряду с преимуществами, появились и недостатки. Самый основной - это недолговечность. Увы, ремни ГРМ рвутся. 

Обрыв ремня ГРМ: слухи и реальность


А цепь способна прослужить практически столько же, сколько и сам двигатель. Еще у ремней ГРМ с износом бывают перескоки на зубцах, как результат - двигатель работает не стабильно, а иногда вообще не заводится. Ремни ГРМ редко служат дольше, чем 60 тысяч пробега, а затягивание с заменой приводит к слизыванию зубов или обрыву. Что же происходит во время обрыва?

Обратимся к физике и механике в чистом виде. Последствия обрыва ремня ГРМ напрямую зависят от конструкции двигателя.

Обрыв ремня ГРМ: слухи и реальностьПо идее, чем проще двигатель, тем вероятнее выйти «сухим» из воды. Если на вашем моторе при положении ВМТ (верхняя мертвая точка) поршня клапана в открытом положении не достают до днища поршня, считайте, что вам повезло. И при обрыве вам придется лишь менять сам ремень. Но отделаться «легким испугом» удается далеко не каждому. Современные многоклапанные двигатели конструктивно направлены на повышение мощности и у них нет глубоких выборок под тарелки клапанов. В итоге… при обрыве ремня ГРМ распредвалы мгновенно останавливаются в том положении, в каком из «застукал» обрыв. Коленвал же, раскрученный маховиком, по инерции еще вращается и поршень встречается с клапанами. Бац! 

Результат: самое малое - загиб клапанов (деформация стержней). И демонтаж головки блока обеспечен. Тут опять, как повезет: если обрыв произошел на холостых оборотах, можно отделаться заменой 2-4 клапанов, а на передаче - скорее всего всех. Хотя знающие механики рекомендуют: если менять, то уж весь комплект сразу. 

Еще могут лопнуть направляющие втулки. А это уже замена (или ремонт) головки блока цилиндров. Иногда от удара даже головками клапанов разрушает поршень, но такие случаи – редкость. Я лично знаю случай, когда на Skoda Octavia при обрыве ремня на приличной скорости последствия были еще хуже: загнуло все 16 клапанов, втулки просто поразрывало и головка получила такие повреждения, что пришлось менять. 2 поршня были пробиты насквозь и осколками поцарапало гильзу на одном из цилиндров, при чем достаточно существенно. В общем, ремонт вылился в очень круглую копеечку. Позже я заинтересовался статистикой двигателей, «склонных» получать серьезные повреждения при обрыве ремня. Ими оказались двигатели DOHC, практически все - HONDA, многие японцы: SUBARU, MAZDA, NISSAN, MITSUBISHI, некоторые моторы TOYOTA и SUZUKI.

Обрыв ремня ГРМ: слухи и реальность


Но хуже всего при обрыве ремня ГРМ приходится дизелям. Из-за специфики конструкции, в положении ВМТ у клапанов почти нет хода. Поэтому разрушается целая цепочка деталей: толкатели, распредвал и его подшипники, вплоть до деформирования шатунов. Обрыв ремня ГРМ на высокой частоте вращения двигателя чреват даже ремонтом блока цилиндров. 

Почему же ремень рвется? 

Причин обрыва ремня ГРМ может быть много, остановимся на основных.

Это: естественный износ «старость» ремня или его плохое качество; попадание (систематическое) на ремень масла и грязи, попадание инородных предметов под зубья; заклинивание помпы (это явление довольно частое); заклинивание или самопроизвольное отпускание натягивающего ролика; заклинивание распредвала (или нескольких); заклинивание коленвала. 

Как избежать обрыва ремня? Самое главное: нужно постоянно следить за его состоянием, слушать работу мотора и при малейшем шуме со стороны ремня ГРМ, глушить двигатель и выяснять причину. Не переезжайте отведенный ресурс! Запомните: лучше заменить ремень три раза, чем один раз потом ремонтировать. В среднем, ремни ГРМ (не родные) надо менять на 50 тысячах пробега. Исключения - брендовые высококачественные ремни, но я бы поостерегся все равно. Ремень должен быть правильно натянут: не провисать и не «выть» от перенатяжения. Байки о том, что приработается! Корд имеет свой лимит на растяжение и в конце концов рвется. Если вы уже несколько раз подтягивали ремень, а он все тянется и слабнет - лучше его поменять, вам попался явный «левак». Обращайте внимание на аварийную лампу давления масла, она на приборной панели не «для мебели». Если сигнализирует, значит, есть проблемы! Следите за сальниками на предмет протекания масла: попадание масла на ремень - это уже «звоночек». 

Избегайте заводить авто «с толкача». Ремень особенно не любит эти резкие рывки: часты случаи, когда ремень рвался и на 20 и на 30 тысячах пробега именно из-за того, что машину так заводили.

Ну и последнее: гарантии, что не возникнет ситуация, в которой ремень придется менять где ни будь в поле, за городом или в лесу, нет никакой. Лучше, конечно, все делать вовремя, ну а для себя научиться его замене (если это, конечно, возможно) в полевых условиях и возить с собой запасной с комплектом необходимых инструментов.


система комментирования CACKLE
Авто информация



Форма Авторизации





Авто информация

lorem