Ролики ГРМ


Ролики ГРМ

О них вспоминают редко, но они работают всегда, покуда крутится коленвал. Мчитесь вы по трассе или ползете по городским улочкам – они работают. Прогреваете двигатель – они работают. Стоите на светофоре или в пробке – они работают. Решили вздремнуть в авто под шумок мотора – они работают. И, конечно, изнашиваются. Мы поговорим о роликах ГРМ (газораспределительного механизма).

Зачем он нужен, этот ролик?

Ролик ГРМ состоит из узла крепления, внутреннего подшипника качения и собственно ролика с рабочей поверхностью, которая и будет контактировать с ремнем. Подшипник герметично защищен сальником. По сути своей работы ролики ГРМ делятся на две группы – направляющие (обводные, паразитные), и «натяжительные». Первые служат для получения нужной траектории ремня ГРМ, у вторых задача серьезнее – обеспечить оптимальное натяжение ремня. В зависимости от типа двигателя в нем может быть один, два и даже три-четыре ролика ГРМ, как, например, на некоторых двигателях SUBARU.

С классификацией роликов ГРМ по способу натяжения ремня нам помогли разобраться Дмитрий Либман, технический директор автоцентра «Плутон» (Новосибирск) и его коллега Дмитрий Гинсар. Итак:

1. Ручное натяжение. В этом случае степень натяжения зависит исключительно от опыта специалиста СТО.

2. Пружинный натяжитель - величина натяжения регулируется усилием механической пружины.

3. Гидронатяжитель. Хитрый герметичный элемент с маслом и пружиной внутри. Эдакий «цилиндр фараона», что-то типа одностороннего амортизатора. Величина натяжения ремня регулируется выдвигающимся штоком, и, по мере удлинения ремня, сохраняет усилие прижима ролика к ремню. Гидронатяжитель может существовать как узел, интегрированный в тело ролика, так и в образе отдельно взятого цилиндрика с креплением.

Натяжению ремня посредством роликов ГРМ следует относиться очень ответственно – от этого усилия напрямую зависит срок службы ремня и всех сопряженных с ним элементов. Интересно, что в некоторых корейских автомобилях натяжении ремня ГРМ производится вручную регулировкой положения помпы. Чрезмерное натяжение приводит к перегреву подшипников помпы, собственно роликов и самого ремня. «Недотяг» чреват перескакиванием зубьев ремня ГРМ и, на определенных типах моторов, загибанием клапанов.

Кто на рынке?

Оптовики сибирского региона предпочитают ориентироваться на японские автомобили – с удовольствием рассказывают про трех «роликовых» китов – KOYO, NSK и NTN. «Рынок нашего региона эти производители делят примерно поровну» – считает Александр Вершинин, менеджер отдела маркетинга компании Rossko. Свои данные привел и Андрей Мельников, менеждер компании «Авто Оптима», но по его подсчетам NSK и KOYO имеют около 40% рынка, а доля NTN чуть ниже (около 20%). Стоит добавить, что, по словам А. Мельникова, стоимость роликов NSK ориентировочно на 10% ниже, чем у конкурентов, при сопоставимом качестве у всех трех производителей.

В нижнем ценовом сегменте представлена продукция «дубликатов» второго уровня, к которым относятся и подшипники марки «GMB». Но в данном случае снижение стоимости пропорционально сокращению ресурса подшипника, то есть экономия при покупке такого ролика получается мнимой.

«Рынок роликов ГРМ для «азиатских» автомобилей относительно стабильный, однако мы периодически наблюдаем попытки внедриться на него со стороны новоявленых, преимущественно китайских, производителей», – сообщает Александр Вершинин.

Тон для «европейцев» создают такие производители, как SKF, INA, и … GATES! Да-да. Не удивляйтесь, брэнд, к которому мы привыкли, как к традиционному производителю ремней, выпускает ныне и ролики. Более того, доля компании в рынке роликов-натяжителей, поставляемых на европейские конвейеры, составляет 30%. О причинах по которым европейская компания решила самостоятельно заняться производством этой продукции рассказывает генеральный директор компании Gates Power Transmission Europe B.V.B.A. Евгений Бедняков:

«Дело в том, что автопроизводители с каждым годом увеличивают требования к безремонтному пробегу двигателя. Сегодня уже считается, что двигатель должен без ремонта и с минимальным обслуживанием работать в течение 7 лет. При этом автоконцерны ещё и выдвигают довольно жесткие требования относительно стоимости автокомплектующих. То есть ресурс комплектующих должен расти, а цена оставаться на прежнем уровне. У традиционных производителей подшипников возникли сложности с тем, чтобы выдерживать такие требования, поскольку для этого им пришлось использовать полимерные материалы. Наша компания много лет работает с полимерами и является одним из лидеров в области разработки термопластов, способных выдерживать длительные усталостные характеристики в течение длительного времени. В 2005 году Gates построил свой собственный завод по производству роликов-натяжителей в Германии и сегодня занимает значительную долю рынка первичной комплектации европейских автомобилей этими компонентами»

Всё вышесказанное в значительной степени относится к автомобилям последних годов выпуска. Что же касается подержанных автомобилей, то в ассортименте компании Gates есть «ремкомплекты» привода ГРМ, которые включают в себя не только для той или иной модели авто, состоящие из ремня, роликов и необходимых дополнительных аксессуаров.

Страсти по «оригиналам» и подделкам

Красивая красная коробочка с многократно повторяемой надписью «Toyota» и загадочным номером. Это - то, что благоговейно, вполголоса и всегда особенно уважительно называется «оригиналом». Множество покупателей свято верят в то, что именно такие ролики ГРМ японцы используют на конвейере при сборке автомобилей. Цена на «оригинальные» ролики может быть в полтора-два раза выше, чем на аналогичные позиции, не облаченные высоким титулом.

«Однако если открыть коробочку и извлечь ролик, мы без труда увидим, что это обычный качественный подшипник от NSK. Ну не производит Toyota Motors роликов для механизма ГРМ, так же как не производит она свечей зажигания, хотя и их можно встретить в такой же красной «оригинальной» упаковке. Поскольку в России и странах СНГ всегда найдется некоторое количество желающих купить именно «оригинальную» деталь, пусть и солидно переплатив «за брэнд», то у большинства поставщиков всегда есть в наличии «оригинальные» запчасти, хотя все понимают, что, по большому счету, это хитрый маркетинговый ход, если не сказать, лукавство» – считает Андрей Мельников.

«Детали, поступающие на конвейер, ничем не отличаются от тех, что поступают в свободную продажу, однако выходной и входной контроль конвейерных комплектующих гораздо строже – возражает Александр Вершинин, менеджер маркетинга компании Rossko. А переплата за изделие в «оригинальной» упаковке – стандартная мировая практика, хоть детали совершенно идентичны.

На рынке роликов ГРМ довольно распространены подделки. Большинство наших сегодняшних экспертов, не сговариваясь, оценивают количество поддельных роликов ГРМ в 30% от общего объема рынка этих изделий.

Распознать подделку довольно сложно, и неспециалисту это порой не под силу. Некоторые особенности особо низкопробных подделок – мелкий шрифт на коробочках смазан, надписи на деталях выполнены не рельефным способом, а краской. Но таких явных подделок на рынке очень мало. Гораздо чаще встречаются случаи, когда даже видавшие виды специалисты СТО с огромным трудом выявляют «засланца». Лучший способ избежать встреч с подделками – работать с надежными компаниями, с многолетней историей и безупречной репутацией.

Ролики умирают стоя

Наиболее страшный сценарий, который можно наблюдать при несоблюдении сроков замены роликов ГРМ, выглядит так. Сначала в подшипнике ролика деградирует сальник. Внутрь подшипника качения попадает грязь, влага, абразив. Смазка высыхает, замерзает, изнашивается, выдавливается, в конце концов. Ролик еще вращается, но шумит. Это уже серьезный звоночек. По мере дальнейшего износа, появляется поперечный люфт, и ролик начнет «подклинивать», то есть вращение в определенные моменты останавливается, внешняя поверхность ремня ГРМ переходит в фазу активного трения. Ремешок начинает нагреваться, «гореть», лохматиться, и вскоре, из-за термической деструкции, рвется окончательно. Результат – остановка двигателя как минимум, и загибание клапанов, как максимум – поясняет Дмитрий Либман.

Ролики умирают стоя

«Страшные» случаи заклинивания роликов ГРМ, и обрывов ремней, безусловно, встречаются. Однако их не так уж и много. Как правило, ролики, отработавшие свой ресурс, просто шумят. Сначала тихо, но, если с заменой тянуть, шум, в конце концов, достигает таких децибел, что волей-неволей поедешь на СТО. Официально качественный ролик должен сохранять свою работоспособность весь срок жизни ремня - не менее 100 000 км пробега. Представители компании Gates, напомним, заявляют о что на автомобилях последнего поколения эта цифра выросла до 200 000 км. Однако, столь сильные морозы, свидетелями которых мы стали в этом году могут обеспечить автовладельцам «двойной» износ ремня и роликов. Простой пример: В холода через старые задубевшие сальники валов выдавливается моторное масло. А масло, попавшее на ремень и ролика ГРМ - аварийный случай, требующий немедленного обращения на СТО (если успеете). Именно поэтому, эксперты советуют мастерам автосервиса, проверять состояние ремня ГРМ и качество его натяжение при каждом повлении автомобиля на автосервисе. Дабы избежать лишних «разборок с разгневанным клиентом.

Статья позаимствована с сайта проавтобизнес.рф

Форма Авторизации




Авто информация






lorem